15 янв. 2013 г.

Встреча с Людмилой Степановой

Знаю, что самые нетерпеливые уже заходили в блог несколько раз, ожидая материалов встречи после такого анонса.  Неожиданно было много народу на самом мероприятии, несмотря на послепраздничный синдром:).
Что записалось в блокнот:

Образ современного детства 
Выросло новое поколение за 10 лет. У подростков появился свой культурный опыт. И они нам предлагают свои культурные модели и стратегию Детский социум и взрослый озабочены , в какой точке мы сейчас находимся.У взрослых нет опыта, а дети не могут осмыслить современную ситуацию. Изменилась технология воспроизводства культуры. Маргарет Мид “Мир детства и культура” (начало 20 века): “Я чувствую как меняется тип культуры”. Культурологический аспект:

  • Было: Делай как я, постфигуративный тип культуры. Все расписано и структурировано + тоталитарное общество. 
  • Стало: Сверстники учатся у сверстников, взрослые не так жестко контролируют. Интерактивная связь с молодым поколением возможна в точке “неизменное изменяемо”. Более того, его нужно изменять. 
Цивилизационный аспект: Смотрим на мир со скоростью света (Бродский). Изменилось взаимодействие с пространством и временем.
Вывод:

  • Изменился тип культуры. 
  • Иной социальный опыт. 
  • Ценностный аспект становится другим. 

 Но сохраняется единство метафизической, духовной природы в человеке. Человек - единство 3-х сфер, трихотомичен (Зенковский Вас. Вас. “Психология детства”)
Тело - это явление , форма. Это прекрасно, идеально. Тело исполняет окружающий мир.
Душа, биохимическая сфера,  которой можно манипулировать.
Дух - сфера смыслов .
Развивая библиотеку мы должны принимать читателя в единстве 3-х частей. Иначе библиотека потеряется как библиотека.
 «На стороне ребенка, или как понять, про что они читают» 
Что влияет на мотивы чтения? Потребности современного подростка включают потребность в диалоге и сохранение приватности. Какого же диалога они хотят? Сокращается зона приватности у детей в современной ситуации.
Диалог реализует потребность :
  •  Потребность созерцать собственное “Я” (я есть) и “Я” другого человека 
  • Испытание на себе отношений человека к человеку. Испытать норму отношений. Узнать природу интереса одного человека к другому. Природа отношений. Стругацкие “Гадкие лебеди” (Какими вы нас видите, вопрос подростка взрослому), пролог из романа “Трудно быть богом” (почему запрет, куда идет дорога, мудры были предки, преодолеть серую радость). Школа летнего чтения в Сланцах, встреча с колоритными личностями (панк-художник), в библиотеке должны быть колоритные личности. 
  • Чтение - инструмент для познания себя. Хотят узнать, кто они, созерцая взрослых. Нужда в зеркале. Творчество подростков о том, почему добро противостоит злу? Художественный текст - какие мы. 
  • Подростки взыскательны к интонации. Оставлена интонация окрика, агрессии. Они хотят развитие собственной интонации, речи. Тоскуют о выразительной речи. Чтение как способ обретения собственной интонации. 

Утрачено время и пространство общего разговора. Диалог как 2 монолога. Подростки хотят сферы движения вместе, чтобы разойтись, вернуться к своему “я” и развиваться автономно.  

Современная библиотека как сфера диалога в культуре: развитие и трансформация 
Мы живем в эпоху ренессанса библиотек. Почему умирают библиотеки в публичном пространстве? Библиотеки - это инструмент культурный, негосударственный,   инструмент отношения к человеку. Современная библиотека для личности сегодня и для профессионала как личности в том числе.
Библиотека - точка пересечения информационных потоков.
Библиотека развивает искусство видеть и дает возможность осознать себя как часть целого, которое включает весь мир, ты можешь рассмотреть мир на ладони.
Современная библиотека удовлетворяет потребность обратиться к миру шепотом и другому человеку. На этом строится стратегия библиотеки. Сейчас это актуальна, мы живем близко друг друг (связь, коммуникации).
Библиотека прежде всего дает возможность сосредоточиться на себе самом, почувствовать ответственность.
Ребенок - целостная личность в трихотомичности Зеньковского и он явлен как создатель диалога в культуре. Ребенок - субъект. Библиотека - форма проявления ребенка, все ресурсы библиотеки используются для этого
Литературный поток, как стихия
О литературном процессе
Современная ситуация: дети читают одно, а взрослые, родители, учителя боятся современную детскую литературу.  Модель компетентного профессионального поведения современного библиотекаря, ради развития библиотеки, спекулировать на современном литературном процессе. Нужно найти верный контент для современных детей, благодаря которому они увидят свое я, вернут приватность.
 Чтение - это не способ познания сегодня, м.б. образованным и без этого. Чтение - это форма диалога соглашения с миром, дети чувствуют, что. если они не смогут договориться, мир рухнет. Открываем стихию литературного процесса для того, чтобы создать диалог с подростками и детьми.
Интерактивное взаимодействие с детьми и подростками в современной информационной и книжной среде
 О методологии: Ясперс, Фромм, М. В. Осорина
Проекты ЛОДБ , подробнее на  Региональном сайте детских библиотек
Цель библиотечных проектов  - интеграция библиотекарей и современных детей в современный литературный процесс.
Декабрьские встречи в ЛОДБ. Традиция подведения итогов, присвоение знака “Нравится детям Ленинградской области” .
Школа детского чтения (ноябрь) Что, как, зачем они читают. Приглашаются современные авторы в реале и по скайпу
 “Солнечные встречи в Сланцах” (август), в рамках молодежного фестиваля
“Волшебный день чтения” (март). Приглашаются нечитающие дети, особенные дети. Лидеры чтения могут проверить свои способности коммуницировать.
 “Book way”, нас окружают летающие дети. нужно дать им возможность открыть повседневность в маленьких городах и поселках. Вписать идею чтения в повседневный пейзаж. Идея “Каравана”
 “Зачем улыбаться, читая классику”
Фрагмент выступления Людмилы Валентиновны о Школе детского чтения, как это было.

Как вывод:  Библиотека - актуализирует событие, не ставит себе цель заниматься "научением".  Она создает возможность погружения в контекст эпохи через детали. Библиотека - среда, где ребенок погружается в процесс самопознания.

Статьи/рецензии Л. В. Степановой читайте  на сайте Гатчинка.РФ
Share |

7 комментариев:

  1. Ммм..начинать год с Таких встреч!Вот умеете же вы, Кот, громкие вам аплодисменты :) - первое, что захотелось сказать! Сейчас вот перечитаю пост еще несколько раз, оформлю эмоции по этому поводу во что- то понятное и еще напишу. А пока так получается: ах, ох, да-да, мммм, как бы и нам так..:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. До ТАК, нам тоже далеко:) Но, интересно было послушать, поразмышлять вместе с Л. В. Выложу, надеюсь, видео целиком, отправлю вам ссылку.

      Удалить
  2. Людмилу Степанову видела и слышала "живьём". Про летающих детей - как в точку:-)
    Кот,посмотри личку,плиз.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ответила, это блог я смотрю от случая к случаю, а электронку проверяю чаща, главное, чтобы в спам не попало:)

      Удалить
  3. http://bibli0mix.blogspot.ru/
    подписывайтесь, комментируйте ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Никита, комментарии не по теме в блогерском сообществе рассматриваются как спам:) Ссылку можно бросать на фейсбуке в специальной группе "Неконференция" или любой библиотечной группе. Удачи!

      Удалить
    2. Вспомнила про переписку блогов у Любы Брюховой в "Мирах библиотек"

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!