31 июл. 2014 г.

#соразвит14. Тема 2. ПУС

Тема 2 в курсе звучит так "Персональная/профессиональная сеть". 
Вопросы:
Персональная учебная сеть — просто дополнение к формальной системе повышения квалификации или современная альтернатива? 
Не переоценивают ли значение персональной учебной сети, называя ее атрибутом профессионала высокого уровня?

Коннективизм как теория обучения
Обучение – это процесс создания сети. Узлами могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных, любой источник информации. Акт обучения заключается в создании внешней сети узлов, которых мы подключаем в форме источников информации и знаний. Обучение, происходящее в нашей голове, есть формирование внутренней нейронной сети. Учебные сети: внешние структуры, которые мы постоянно создаем и перестраиваем (идти в ногу со временем, приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания). внутренние структуры, которые существуют в нашем сознании и находятся в постоянном процессе понимания и переосмысления. Обучение – это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников информации. Способность узнавать новое больше, чем просто  накопленные знания. Способность расширяться важнее накопленного. Обучение и познание происходят постоянно: это всегда процесс и никогда – состояние. Ключевой навык – способность видеть связи между областями знаний, концепциями, смыслами и идеями. Обучение является принятием решений. Постоянный выбор того, чему учиться. (отсюда)

Сеть и  сообщества
Осталось непонятным, как учить сеть. Что есть сеть, это  объект или субъект? В ответе Ивана на видеовстрече прозвучало, что сеть - это совокупность гипертекстовых документов, за которыми находятся люди. Сеть условный субъект. 
И второе, сеть не может быть статична, она всегда в процессе (об этом рассуждала Ольга Федоровна Брыксина).
Что это дает для понимания феномена сетевого сообщества?
В своем блоге Вита Бричник поделилась цитатой (ссылка на  автора цитаты):
Пока идет активное формирование новых социальных связей - сеть является сетью, как только связи стабилизируется, укрепляются, становятся прочными - она становится системой. В разные периоды своего существования сеть может становиться системой (организовывать сообщества) и система может распадаться на сети (сообщества нет, а связи остались). Это естественный жизненный цикл сетевого мира.
Мне кажется, что сеть и группа - это разные фазы развития сетевого сообщества. Причем для разных людей, заявляющих о своей принадлежности к этому сообществу, фазы могут и не совпадать. Сетевое сообщество в одни и те же отрезки времени может быть сетью (кооперация) и группой (коллаборация) для разных его участников. Так, организаторы и  участники сетевых активностей "ВикиСибириаДы"  будут взаимодействовать как группа, те же, кто взял тайм аут или увлекся деятельностью в другом сообществе, останутся с нами в сети.
Персональная учебная сеть
Не хочется повторять, что уже написала здесь о персональной учебной среде библиотекаря, которая есть часть нашей персональной учебной сети.

Неожиданным в курсе  для меня была постановка знака = между ЗБР (зоной ближайшего развития Выготского) и персональной учебной сетью.
Интересными показались пример построения ПУСети  в блоге Константина Бугайчука,   приемы усвоения полученной информации Виты Бричник,  как настроить свою сеть - Говарда Рейнгольда.

Попыталась представить, как работает моя учебная сеть с помощью Даунса (отсюда), который выделяет четыре типа деятельности: агрегация, ремикс, повторное использование и распространение:
Агрегация (aggregation) заключается в организации общего информационного потока на основе содержания множества ресурсов, распределенных по всей сети Интернет.
Ремикс (remixing) предполагает, что в процессе самостоятельного опосредования ресурсов участники некоторым образом их организуют (в первую очередь, для себя) на основе предметных связей в содержании источников. В самом примитивном случае — это создание списка избранных ссылок; в более сложных случаях — ведение подробного аннотирования и организация базы источников с помощью тегов.
Повторное использование (repurposing) означает синтез или создание нового содержания на основе опосредованного в процессе ремикса. Даунс употребляет термин «повторное использование» (repurposing) вместо «создание нового» (creation), чтобы подчеркнуть: новое не создается с чистого листа — необходима основа.
Распространение (feeding forward) — обобщающий тип по отношению к любым действиям, направленным на распространение конечных и промежуточных результатов работы.
Профессиональное развитие vs повышение квалификации
О разграничении этих понятий см.у Юрия Ээльмаа, например, здесь.
Для меня повышение квалификации связано с формальным обучением (цель такого обучения - получение соответствующего удостоверения, подтверждающего приобретение каких-то условных знаний и умений). Создание и развитие персональной учебной сети (неформальное и в еще большей степени информальное обучение) = профессиональное развитие. И, поскольку, единый цифровой диплом, о котором написал Константин Бугайчук, - утопия для нашей действительности, говорить об интеграции формального образования и персональной учебной сети еще рановато.

Материалы для изучения темы, дополненные участниками
Вступление (видео)
Травкин, И. Ю. (2013). Мой алгоритм learning on demand
Травкин И. [twitech13] 1.3. Персональные учебные сети и сообщество как содержание
Травкин И. Четыре этапа работы с персональной учебной сетью
Эксперт: К. Л. Бугайчук (видео)
Бугайчук, К. Л. (2013). Средства формирования персональной учебной среды и персональной учебной сети (ментальная карта)
Бугайчук К. Советы по созданию персональной учебной среды
Бугайчук К. Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие (#соразвит14) - Неделя № 2 (ч. 1)
Frey, С. (2012). How to cultivate a personal learning network: Tips from Howard Rheingold
В. Бричник, Внутренний гугл, "Невидимый колледж" и сеть 
В. Бричник, Персональная сеть и зона ближайшего развития 
О. Брыксина Еще один вопрос коллегам... (о ЗБР в комментариях)
Нюренберг, В. (2013). Персональная учебная сеть (презентация)
Нюренберг В. #codew14 Профессиональное развитие: в чём перец?
Тобин, Д. Р. Создай персональную учебную сеть (перевод В. Нюренберга) / оригинал на английском
Е. Патаракин Создание профессионального сетевого сообщества
Е. Патаракин Использование учебной компьютерной аналитики для поддержки совместной сетевой деятельности субъектов образования
Е. Патаракин Построение учебной среды из множества личных "кирпичиков"
Е. Патаракин Сетевое взаимодействие - как посмотреть и измерить
Б. Ярмахов Выготский в картинках
Б. Ярмахов Сеть и качество образования
Ярмахов Б. От сетевых сообществ - к личным учебным сетям (видео)
Ярмахов Б. От сетевых сообществ - к личным учебным сетям (PDF, с. 21 - 24)
Ярмахов Б. Информационно-образовательная среда как экосистема






Share |

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!