16 авг. 2014 г.

#соразвит14. Рефлексия. И все-таки - что ж это было?


 Последний пост, завершающий обучение по теме  "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие". Это не рефлексия, скорее, микс идей и мнений сокурсников по ключевым вопросам курса.

Предметом нашей рефлексии станет организация сотрудничества (профессионалов и просто энтузиастов) в сети Интернет, а также возможности и пути для профессионального развития в контексте такого сотрудничества. (отсюда)
"И все-таки - что ж это было"? Еще о коннективизме

В. Наумов цитирует Томаса  Лихи. Развитие: новый коннекционизм
Исторически коннекционизм представляет собой более чем просто новый технический подход к когнитивной психологии. Со времен древних греков западная философия придерживалась убеждения о том, что обладать знаниями — это знать правила и что рациональные действия состоят в следовании правилам. Человеческая интуиция — ключ к проблеме фрейма — обесценивалась и, в лучшем случае, сводилась к бессознательному следованию правилам, а в худшем — к основным или иррациональным импульсам. В соответствии с такими воззрениями, психология была поиском управляемых правилами источников человеческого поведения, и нас поучали, что правильное с моральной точки зрения поведение — то, которое следует нравственным правилам. Но коннекционизм смог воздать должное человеческой интуиции как секрету успеха и реабилитировать диссидентскую традицию в философии (представителем которой был, например, Фридрих Ницше), которая презирала скованность правилами как низший способ существования.  
Еще см. дискуссии к постам В. Наумова на facebook (профиль) 

Бугайчук К., Травкин И. Открытый вебинар "3000 целей - желание одно"


"Чего так хочется и жаль"? Как обучать персональную учебную сеть

Травкин И. Персональная/профессиональная сеть (видео)
 Персональные учебные сети позволяют нам сотрудничать в профессиональных сообществах. Для того, чтобы мы могли работать со своими ПУС, необходима инфраструктура для связи. В качестве такой инфраструктуры выступают  социальные сети: фейсбук, твиттер, G+, linkedln, FF и др., которые интегрируются в совокупную персональную образовательную среду (PLE).
Скотт Вилсон пишет, что PLE координирует сервисы, информацию, объединяя взаимодействие в социальных сетях, доступ к базам знаний, решение профессиональных задач на работе и все виды нашего обучения от организованного до стихийного.
Обучаясь на коннективистских курсах, мы настраиваем PLE на содержание (контент) и однокурсников. Информационные ресурсы опосредуются и становятся частью нашей личной базы знаний, а однокурсники - частью нашей ПУС. И те и др. являются каналами для агрегации новых знаний и опыта.
Идея ПУС - не просто доступ к содержанию, но возможность обращаться непосредственно к людям (самим посылать сигналы в сеть).
Для профессионального развития в интернете необходимо развивать ПУС не просто для слушания экспертов, сеть, вспоминающую известные образы, а для взаимодействия с коллегами, сеть, которая учится распознавать новые образы (и мы непосредственно вовлечены в этот процесс)
Травкин И.Трейлер Персональные учебные сети 
Очень красиво о том же
Травкин И. Персональные учебные сети: доступ к образованию в режиме life-wide Презентация к выступлению 

Наумов В. #соразвит14 Внесетевой коннективизм, или Психологическая сеть вместо нейронной
Коннективизм как методология занимается моделированием различных сфер жизнедеятельности по аналогии с принципами функционирования обычно биологических систем, в том числе и человеческого мозга. Где нет моделирования и модели - там нет и коннективизма 
Обучение сети - это умение выдавать правильный результат несмотря на - неполные, - искаженные, - ошибочные - и даже отсутствующие данные. Чтобы коннективизм в профессиональном курсе состоялся, наша сеть должна, как минимум, иметь набор характеристик и правил передачи и обработки данных, набор параметров процесса обучения, механизмы процесса обучения (в нейронных и ментальных сетях основные из них - классификация (отнесение к классу) и аналогия); порядок и правила процесса обучения; фиксацию текущих результатов; корректировку отклонений и проверку правильности обучения; формализацию результатов с целью дальнейшего использования и распространения. ИМХО, если курс хотя бы этими характеристиками не обладает, то это не профессиональная, а социально-психологическая сеть (сообщество) - тусовка, которая строится и развивается не по формальной модели этой сети (математической, логической, семантической, нейронной, кибернетической) , а по законам социально-психологического влияния 
"Кто был охотник, кто добыча"? О роли преподавателя в коннективистском курсе

http://www.slideshare.net/kvntkf/ss-27320692

В коннективистском курсе нет преподавателя, как носителя знаний, тьютора. Автор курса предлагает материалы для изучения, ставит вопросы,  выбирает инструменты для взаимодействия (блог, твиттер), инициирует мероприятия (скайп/видео встречи) и приглашает экспертов. Цели своего участия и траекторию каждый участник выбирает сам.

В. Бричник Коннективистский курс: разбор полётов
Основная задача автора, как я это поняла, - пройти свой путь раскрытия заявленной темы, опираясь на контексты, актуальные для участников и самого ведущего, путем взаимодействия и раскрытия наиболее важных аспектов, с которыми сталкиваются учащиеся и автор в процессе прохождения курса. Он обеспечивает взаимообмен знаниями, мнениями, выводами и результатами, с тем, чтобы каждый участник, да и он сам, выбрали для себя то, что поможет им продвинуться в самостоятельном изучении материалов темы, осмыслении полученной информации, с последующим их изложением в собственном блоге. При этом, участники не остаются пассивными, ожидающими лишь то, что им предложит ведущий. Одновременно с ним они проводят такую же работу, выходя за рамки предложенных материалов, исходя из своих интересов и целей, тем самым, "создавая связное/сетевое знание в условиях избыточности фрагментарных ресурсов" (И. Травкин). Так происходит соиследовательское сообучение индивидуальностей в сетевом формате, в котором не смотря на совместную деятельность не происходит их обезличивание, как например, в групповой работе, где все работают на лидера или на идею. Такой формат сМООСа способствует тому, чтобы произошло всё то, о чем собственно коннективизм и заявляет как об отдельном виде дистанционного обучения. 
"Так и не знаю: победила ль? Побеждена ль"? 

В рефлексивных постах  сокурсников кроме  "было интересно и полезно", "заставил задуматься над вопросами", информации не много:)

Актуальны ли вопросы, заданные  Татьяной Фокиной (Без названия),
  • Как наиболее рационально и эффективно обучаться в коннективистском курсе и не утонуть в потоке информации?
  • Каковы действия организатора курса в качестве направляющего вектора?
  • Каково соотношение организационных усилий и самоорганизуемого потенциала сообщества?
  • Каков должен быть состав курса (не только коннективистского), чтобы мотивация поддерживалась на достаточном уровне у разных категорий участников?
  • Если цели у всех участников разные, как мы достигнем цели курса, (кстати как она сформулирована)?
  • Каковы критерии измеряющие цель заявленного курса ?
для коннектевистского курса?  (Ответы на  вопросы  в блоге автора).

В. Бричник Коннективистский курс: разбор полётов
Поэтому важно понять, есть ли чувство завершенности от процесса или осталось что-то недосказанное, недопонятое? А также, есть ли ощущение перспективы и новых целей? Отвечая себе на эти вопросы, я понимаю, что в каких-то вопросах нужно еще время на обдумывание, но в целом, я уже определила для себя конкретные действия, которые хотела бы совершить, появились новые идеи, о которых до курса я не думала.
 Коннективизм при первом знакомстве может показаться сложным и даже непривычным, но он стоит того, чтобы его изучить. Но не ради приобщения к новому образовательному тренду, а затем, чтобы открыть совершенно новые возможности для собственного профессионального развития.  
Хотелось бы прочитать рефлексию или анализ автора курса:) Получилась ли  организовать  сотрудничество в сети в контексте с  профессиональным развитием участников курса?

"Что понял, длительно  мурлыча, Сибирский кот"?

Как определить  деятельность  в рамках  cMOOC?  Что это было? Настраивала свою персональную учебную сеть (ПУС)  таким образом, чтобы получать ответы на вопросы актуальные для меня в рамках  курса "Сетевое сообщество и профессиональное развитие"?  В фокус моего внимания попали не все участники  и  даже эксперты, вопрос отношений ПУС и электронного портфолио остался открытым.
Что может быть результатом участия в таком курсе? Получение актуального знания ?  Смогла бы я его получить вне рамок курса, используя только свою ПУС?  Очевидно, что да, но процесс "добычи" информации был бы более длительным, а знание  - менее релевантным.
Если воспользоваться метафорой:),  cMOOC - это камертон для настройки ПУС на решение актуальных здесь и сейчас вопросов.
Успешна ли модель cMOOC для самообразования, профессионального развития? Безусловно, да.
Возможно ли  построение учебного курса только на основе cMOOC?  Скорее, нет.

P. S.
Открытые курсы на coursera
Жизнь в сети 1.09 - 20.10.2014
Анализ социальных сетей 6.10 - 8.12.2014


Share |

1 комментарий:

  1. Сводка ответов на анкету, завершающую обучение https://docs.google.com/forms/d/1jyuUrX4wwWR6c7G_RG_J7uRR5MDX2AguCtpZuSpSeOM/viewanalytics

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!