2 сент. 2010 г.

«Мы должны постоянно улучшаться»

Рис. Дианы Лапшиной
Читаю вот это: Е. Д. Патаракин «Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0». Отсюда. Так редко бывает: нужная книга и в нужное время.
Наверное, если бы не дистанционные курсы, когда очень многое пришлось освоить на практике (самостоятельно с помощью презентаций-обучалок и виртуального общения на разных площадках), в лучшем случае равнодушно перелистала бы страницы.

Как много все-таки мы узнали за каких-то 2,5 месяца. Книга помогла упорядочить полученные знания, получило словесное выражение то, что брезжило где-то на границе сознательного/бессознательного. В ней доступно объясняется, что такое веб.2.0, какие сервисы и как можно использовать в обучении, есть целая глава, посвященная блогам (мы же на это слово неровно дышим), образовательные проекты.
Но особо интересным мне показалось изложение сетевой модели устройства мира. («Развитие компьютерных сетей стимулировало создание нового научного направления, которое в качестве основного предмета рассматривает сетевые феномены в различных областях человеческой деятельности»). Вот здесь, в блоге «Лаборатория тренера», можно посмотреть видео с выступлением автора как раз на эту тему.
«Сеть перестала быть способом доставки информации, она стала местом, в котором реализуется учебная и исследовательская деятельность. Надо отметить, что весь мир и мы вместе с ним очень продвинулись в плане организации этого сетевого пространства. Теперь мы достаточно легко можем организовать такое пространство и для учеников из нескольких стран, и для группы из нескольких человек на конференции или в экспедиции.
Постоянная практика использования новых средств приучает нас к новому стилю поведения. Опыт использования социальных сервисов подсказывает нам педагогические и организационные решения учебных ситуаций.
1. Все, что мы делаем, думаем и записываем, имеет значение, поскольку сохраняется в цифровой памяти и является вкладом. При помощи простых сервисов каждый может внести свой вклад в развитие цифровой культуры.
2. Мы действуем, думаем и учимся постоянно. Нельзя сразу научиться находить нужное или писать хорошее. При помощи сервисов можно постоянно искать, замечать, классифицировать и наблюдать за тем, как это делают другие. Можно учиться, наблюдая за деятельностью других людей в сети, копируя и видоизменяя эту деятельность.
3. Мы учимся не стремиться сделать сразу много и слишком хорошо. Попытки сказать слишком много порождают неуверенность в себе. Эта неуверенность приводит к тому, что мы пытаемся слепить из чужого, украсть, украсить и запутать других людей. Практика блоггинга, редактирования гипертекстов и коллективных документов, комментирования заметок в новостных потоках приучает нас не бояться показывать свои черновые записи.
4. Мы учимся быть как можно точнее в тех заданиях, которые даем сетевым сервисам, поскольку они исполнительны и лишены воображения. Мы учимся сотрудничеству с другими людьми в реальных ситуациях совместного редактирования, конструирования и классификации.
5. Мы учимся заботиться о других людях и приносить им пользу. Если мы нашли или сделали что-то полезное для себя, то есть большая вероятность, что это понадобится и другим.
6. Мы можем конструировать содержание из разнообразных цифровых объектов. Встраивание карт Google, альбомов Picasa, видеоканалов YouTube, фотографий Flickr, проектов Scratch постоянно формирует нашу медиаграмостность и компетентность.
7. Мы можем использовать для конструирования в цифровой среде объекты, которые создали другие люди (слова, мысли и средства). Внутри Google Site мы можем предложить свои страницы другим членам сообщества, и они смогут посмотреть, как сложены эти страницы, и построить из них свои собственные ресурсы. Внутри вики-страниц мы можем собрать все вещи и средства, необходимые для ведения учебного процесса.
8. Мы учимся гордиться тем, что наши объекты берут и используют повторно. Из простых кирпичиков заметок, фотографий, проектов, видеофрагментов, которые мы создали и отдали в пользование другим людям, строится наша профессиональная репутация.
9. Не только слова, которые мы пишем на новой «электронной бумаге», но и свойства этой новой бумаги, постоянно меняются. То, что мы освоили массу новых сервисов и научились совершать с их помощью несколько полезных действий, означает, что мы освоились в культуре начала XXI века. Через несколько лет сервисы и действия изменятся.
10. Мы учимся учиться постоянно. Одна из главных компетенций XXI века - готовность к переменам и обучению. Наши сервисы, наши знания и наши компетенции, как и сервисы Веб 2.0, вечно пребывают в состоянии бета-версии. Мы должны постоянно улучшаться, чтобы соответствовать меняющемуся миру».
Сорри, за такую длинную цитату, но мне это кажется важным.

8 комментариев:

  1. Дв. каждое слово - по сути изменений, происходящих сейчас

    ОтветитьУдалить
  2. Хотелось бы все же знать насколько глубоко, а главное широко распространены эти изменения у нас (здесь и сейчас).

    ОтветитьУдалить
  3. Большие знания рождают большую печаль... Самому можно улучшаться, а окружение остается прежним. Изменений не хочет. Как там по-кошачьи? "Нас и здесь неплохо кормят..." Поэтому изменения - единичны (у нас).

    ОтветитьУдалить
  4. Практика блоггинга, редактирования гипертекстов и коллективных документов, комментирования заметок в новостных потоках приучает нас не бояться показывать свои черновые записи.:-)

    ОтветитьУдалить
  5. Думаю, с помощью сети, единичные имеют шанс увеличиться и стать множеством :))

    ОтветитьУдалить
  6. Про блоги и контент (черновые записи), мне понравилось высказывание А. Волнухина (Яндекс): "Мусор, если его хорошо рассортировать, неожиданно начинает становиться полезным".

    ОтветитьУдалить
  7. Библиотекарям часто приходится рассортировывать всё и вся. Чем дальше, тем больше, вооружаясь сервисами Веб 2.0. Станет ли мы сами полезнее обществу и как скоро оно выразит за это свое уважение в лице государства? Все чего-то осваиваем, осваиваем ради пяти тысяч в кармане. Отдал 1900 за безлимитку в месяц и что остается? Как тут это "множество" появится?

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!