18 июл. 2014 г.

#соразвит14. Коннектевистская организация: вопросы и ответы

Продолжение. Начало здесь
В теме 1. "Стая птиц» или Коннективистская организация" предложено ответить на вопросы:
  • К какому типу организации, — группа или сеть, — Вы отнесли бы известные Вам профессиональные сообщества? 
  • Как Вы оцениваете эффективность этих сообществ с точки зрения организации и поддержки дистанционного сотрудничества? 
  • Как могли бы измениться известные Вам сообщества при переходе от одного типа организации к другому (от групп к сетям, от сетей к группам)?
Состоявшиеся в скайпе встречи  расширили список вопросов и ответов.
Первая группа
Вторая группа:
Часть 1
Часть 2
О целях в коннектевистском курсе
Незаданность цели курса (на чем стоически настаивает Иван Травкин) спровоцировала дискуссию в скайпе. Причем, если в 1-й группе мы удовлетворились репликой В. Н. Кухаренко (эксперта):
"Курс - это запланированная автором деятельность по обработке неструктурированной новой информации для достижения результата автора. Сообщества - инструмент достижения результата. В результате совместной работы каждый участник достигает своей цели. В некоторых случаях результат участника может быть богаче результата автора. Сообщества могут в дальнейшем существовать как сообщества практики. Это зависит от участников".
Подробнее о целях своих курсов Владимир Николаевич высказался здесь в комментариях.
2-я группа дискутировала более "жестко".

Вывод для себя из этой дискуссии:
Отсутствие общей цели затрудняет  формирование личных целей  участников в рамках данного курса.
Группы, сообщества, сети
"Группы требуют единства, сети требуют разнообразия. Группы требуют согласованности, сети требуют автономии" (Siemens, G. (2006). Groups vs. Networks)
В коннективизме группы противопоставляются сетям. Группы (сообщества?) достигают успеха благодаря общей цели и планированию (коллаборация). Сети сотрудничают на принципах кооперации (на уровне общих операций). Группы (и сообщества) существуют внутри сети.
Иван Травкин в качестве примера  сетевой успешной организации приводит сеть разработчиков программных продуктов.
Интересные вопросы о сообществах (критерии качества сообщества) задал Борис Ярмахов в комментариях блога Константина Бугайчука.

Подводя итог, соглашусь с Ольгой Федоровной Брыксиной, что в образовании более эффективно работают сообщества практики для массового (формального) образования.

О коннективизме
За несколько дней курса не читая первоисточники мало что можно уяснить.
О возможном применении коннективизма в обучении:
Ссылка на презентацию (авторы К. Бугайчук, И. Травкин)
Коннективизм не является психологической теорией учения, а возможность построения дидиктики на основе только лишь коннективистских принципов вызывает сомнение. Коннективистские курсы - это не для всех. О качествах, которыми должен обладать слушатель таких курсов, можно прочитать в блоге Владимира Наумова Коннективизм: сетевое обучение VS приобретение знаний. Он же пообещал выкладывать технологии, структурирующие хаос:) Одна из них.

В качестве резюме комментарий Ольги Федоровны к моему предыдущему посту:
"Парадокс: технология, априори ориентированная на массовое участие, доступна единицам..."
Какие задачи могут решать участники коннективистских курсов? (цитирую Ивана Травкина):
Как организовать собственную работу в Интернет, чтобы постоянно участвуя в сетевой форме сотрудничества (будучи узлом коннективистской организации), переходящей при необходимости в групповую, непрерывно повышать свою квалификацию?
Список для чтения, дополненный материалами слушателей:

Кухаренко В. О cMOOC
Бугайчук, К.Л. (2013). Сетевые сообщества: подход к участию с позиций коннективизма. Социальный компьютинг, 1(2), 76-82.
Siemens, G. (2006). Groups vs. Networks (!)
Нюренберг, В. (2014). (Со)учение в Сети: от автономного учения к учебным сообществам (1). Введение.
В. Н. Кухаренко, Как я понимаю цель курса "Соразвитие-14" 
В. Н. Кухаренко, Зачем искать то, чего нет?
К. Л. Бугайчук, Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие (#соразвит14) - Неделя № 1 (ч. 2)
В. Бричник, О коннективизме
В. Наумов, #соразвит14 Курс некурс, сообщество нетустовка
В. Наумов, #соразвит14 Неструктурированность cMOOC и результаты обучения
В. Наумов, #соразвит14 Группа VS сеть: нонсенс
В. Наумов, #соразвит14 Внесетевой коннективизм, или Психологическая сеть вместо нейронной
В. Наумов,  Коннективизм: сетевое обучение VS приобретение знаний
Двадцать вопросов и ответов о MOOC
И. Травкин, [#соразвит14] Сеть vs. Группа или Кооперация вместо Коллаборации
К. Бугайчук, Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие (#соразвит14) - Неделя № 1 (ч. 3)
В. Бричник, Коннективистская организация: сеть или система?
В. Бричник, Вернувшись с "Агоры"...
Share |

2 комментария:

  1. Блестяще:
    "Курс - это запланированная автором деятельность по обработке неструктурированной новой информации для достижения результата автора".
    При этом автор эту цель не обнародует.

    В свое время я очно 4 часа часа пытал автора этой сентенции, что за цель в его курсе была. Молчал, выкручивался, но не сдал. То ли цели не было, то ли неудобно озвучить ее было, то ли вообразил себя на допросе НКВД, будто его японским шпионом считает, а он неяпонский.

    Конечно, в нашем народе архетип "Пойди туда, не знаю куда и зачем". Но не для творческой же педагогической интеллигенции.

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир, наверное, автор этого курса (хотя для меня это скорее семинар) имеет право определять цели и задачи, как он это задумал. Для меня был очень полезен курс Владимира Николаевича "Куратор содержания", не учат у нас работать с информацией, к сожалению. И бесплатные дистанционные курсы, да еще содержательные, из которых что-то можно взять - вообще редкость.
    На вопрос зачем, могу ответить, что вот такое мероприятие (как оно называется - не суть) дает возможность почитать и подумать целенаправленно над вопросами, имеющими отношение к моей практической деятельности. К сожалению, между теорией и практикой у нас дистанция огромного размера. Спасибо Ивану за то, что он из своего академического далека пытается навести какие-то мосты.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!