16 янв. 2010 г.

Литературные герои из снега





С 8 по12 января в Новосибирске проводился Сибирский фестиваль снежных скульптур. О нем можно прочитать здесь и здесь.Выбрать время, посмотреть и поснимать скульптуры, удалось только в субботу.Несмотря на экстремальные погодные условия (-30 с ветром), желающих полюбоваться творчеством снежных мастеров было немало,причем самого разного возраста.
Меня заинтересовали две работы, объединенные одной темой. Это скульптуры литературных героев. И они вполне могут войти в электронное издание нашей библиотеки.
«Калинов мост» назвали свое произведение Станислав Вишняков и Семён Крылов (Новосибирск).
Кали́нов мост — это мост через реку Смородину в русских сказках и былинах, соединяющий мир живых и мир мёртвых.
Само название «Калинов» произошло от слова «калина». Но никакого отношения к одноименному кустарнику или его цвету мост не имеет. Калина – от слова «калить», «раскалить», то есть можно предположить, что мост либо был огненным (горящим), либо раскаленным докрасна. В таком случае, трудно понять, из чего он был построен.
В русских былинах Калинов мост зачастую становился местом битвы Добра и Зла. В мифологии же он трактуется как переход, граница между добром и злом, жизнью (явью) и смертью (навью). Считалось еще, что мост служил для перехода душ с «этого» на «тот» свет. И некогда раздумывать, стоя на середине моста, нужно делать выбор, обычно предопределенный всей предыдущей жизнью персонажа.

«Конь бежит, только земля дрожит, из-под ног ископыть по сенной копне летит, из ушей и ноздрей дым валит. Чудо-юдо сел на него и поехал на Калиновый мост; конь под ним спотыкается.» (Русская народная сказка «Буря-богатырь Иван-коровий сын»)

Одна из версий о происхождении Калинова моста предполагала, что он наводился в нужное время и нужной ширины. Делал это Кощей Бессмертный своим волшебным полотенцем. Кощей вполне мог иметь отношение к Калинову мосту, особенно, если учесть, что в женах у него на тот период числилась некая Морана. Она встречается не только под этим именем, но и как Мара или Морена. Морана – Богиня Зимы и Смерти, довольно грозное и могущественное божество. И не ее ли рук дело – та самая огненная река Смородина?

Смородина так же не имеет отношения к растительному миру, как и мост. По древнеславянскому наречию это слово произошло от таких слов, как «мор», «смород», «смерть», «морок», «марево», «мрак». Сюда же можно причислить и Морану.

Владения Мораны, согласно древним сказаниям, лежат за черной рекой-Смородиной, разделяющей явь и навь, через которую перекинут Калинов мост, охраняемый Трехглавым Змеем. Её символами называют Черную Луну, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. По древним легендам, одним из ее любимых занятий было подкарауливание Солнца и попытки его извести. Но всякое утро Морана отступала, не в силах противостоять силе и неописуемой красоте Светила.

Считается, что река Смородина была огненной. В некоторых сказках, сказаниях и заговорах ее так и называли – «огненная» или «смоляная». «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». В былинах Смородина упоминалась еще и как Пучай-река. В данном случае от слова «пучить», «вспучиваться», что вполне могло происходить в огненной, горящей реке. В таком случае, от чего она могла гореть?
Существует множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением битвы добра и зла. К ним можно отнести:
Русскую народную сказку «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»), где трое Иванов (Иван-царевич, Иван-попович и Иван-крестьянский сын) бьются на Калиновом мосту, защищая Русь, с Чудо-Юдами (шести-, девяти- и двенадцатиголовыми змеями).
Русскую народную сказку «Иван-Быкович» (иначе «Иван — коровий сын»), которая является лишь интерпретацией предыдущей. Здесь Иван всего один, а вот Чудо-Юд столько же.
Сказку Алексея Толстого «Топор», в которой главный герой (Топор) — образ темной силы, порождение Нави, пытается проникнуть в Явь, но Калинов мост — образ светлой силы, ему противостоит.
Уж не знаю почему, скульпторы из Ангарска назвали свою работу «Мальчиш Кибальчиш или сказка о потерянном времени», соединив Гайдара и Шварца। Получилось символично। Я тоже уже без подсказки не вспомнила «Сказку про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и твердое слово».Скульптуры в Первомайском сквере простоят до 31 января. Хватит времени, чтобы прочитать вместе с детьми эти книги.

3 комментария:

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!