21 янв. 2010 г.

Кому он нужен этот Васька? Кому нужны детские библиотеки?




Вчера, на совете заведующих, директор нашей библиотеки проинформировала нас о решении департамента культуры Новосибирской области объединить детскую и юношескую библиотеки.
Не сказать, что это было для нашего коллектива полной неожиданностью. Процесс объединения детских и юношеских библиотек в стране идет полным ходом. Мы ожидали другого. Подготовлен проект строительства областной публичной библиотеки, которая объединит в своих стенах 4 областные библиотеки (детскую, юношескую, специализированную для слепых и слабовидящих и областную научную). Видимо, решили объединять нас поэтапно, начиная с ОДБ и ОДЮБ.
Мне сложно понять, почему в нашей стране стали не нужны детские библиотеки. Они создавались в не самые благополучные 50-е годы, с целью улучшить обслуживание специальной категории читателей - детской. За эти годы наработаны разнообразные программы, в том числе по продвижению чтения, разработана концепция детской библиотеки как особого мира детства и много еще чего. Любой специалист скажет, что не может быть такой категории библиотек: детско-юношеская. При объединении библиотек несмотря, на вывеску, библиотека будет либо детской, либо юношеской. Очень разная категория читателей (можно ли сравнить интересы 5-летнего малыша и 16-летнего молодого человека?), разный фонд, разные формы работы.
В прошлом году я была в детско-юношеской библиотеке, очень много интересного я там увидела, но это не детская библиотека. Это видно по моим фотографиям абонемента для младших школьников.

7 комментариев:

  1. Школьным библиотекам еще и дошколят в читатели навязывают, при наших-то фондах и тесных помещениях. Будущих первоклассников своего микрорайона скоро будем обслуживать.

    ОтветитьУдалить
  2. Нужно еще объединить вузовские и школьные библиотеки, всем будет хорошо.

    ОтветитьУдалить
  3. ага.. и будет одна большаааааааааааааая библиотека....
    хотя у нас в библиотеке обслуживаются и лицеисты (при универе есть лицей), и школьники иногда приходят не только на экскурсию. Но в основном старшеклассники - оформляют временный читательский и пользуются фондами в режиме читального зала.

    Если брать зарубежные библиотеки, то у них вообще нет деления по возрасту читателей. В одной библиотеке обслуживаются и внуки, и бабушки-дедушки, и студенты. Мне кажется это удобным - пока мама ищет что-то в интернете (предположим) для себя или общается в книжном клубе, ребенка можно сдать на руки детскому библиотекарю или усадить рыться в книжках. И наоборот, привести ребенка на "чтение вслух", а самой сесть в мягкое кресло с новым романом Дэна Брауна (если он не выдан, конечно).

    ОтветитьУдалить
  4. Я не знаю как зарубежом, а у нас взрослая часть библиотеки поглощает детскую. Это сразу скажется на комплектовании детской литературой (приоритетны интересы взрослого читателя), детям - меньшее помещение, более неудобное, все в последнюю очередь (интернет, компьютеры). Десять лет наблюдаю эту картину в центральных районных библиотеках. Хорошо, когда директор ЦБС понимает, что нужно думать и о детях. Но таких - единицы.

    ОтветитьУдалить
  5. А занять маму в детской библиотеке, или ребенка во взрослой, не проблема. В детской есть книги для взрослых (у нас так специальный педагогический отдел для родителей и педагогов, есть и художественная взрослая литература в разумных пределах). Во взрослых библиотеках создают детские отделы. Детская библиотека - это не только детские книги, это специалисты по проблемам детского чтения, детской литературы. А ОДБ еще и методический центр для детских и школьных библиотек своей области. Специализация библиотек произошла с целью улучшить обслуживание особых категорий читателей, к которым отнесли в советское время и детей (лозунг "Все лучшее - детям" работал).

    ОтветитьУдалить
  6. В американских о детях думают. в детских отделах даже мебель маленькая и полки невысокие... ну и оформленно все соответсвующим образом.

    А о российских мне судить сложно, так как в детской была в последний раз класе в третьем, а во взрослой как простой читатель - вообще никогда

    ОтветитьУдалить
  7. Да, это наша беда. Мало мы друг друга знаем. Областные встречаются в командировках и на различных семинарах, что-то совместное проводим, а вот вузовские и академические terra incognita. Это ощутила на курсах в ГПНТБ. Наши преподаватели совершенно не представляют себе, что такое публичная библиотека, про детскую не говорю. А не бывают они там. Вопрос6 чему же они нас учат?

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!