18 янв. 2010 г.

Виртуальные сервисы детских библиотек: вчера, сегодня, завтра

На выходных перечитывала дискуссию «Как можно классифицировать библиотечные блоги» (мастер-класс «Я учусь работать в блоге»). Поводом послужили размышления коллег на тему о чем писать. А сегодня попалась на глаза статья Игоря Торлина.
Автор делится своими мыслями о том, каким должен быть сайт детской библиотеки. Большинство сайтов теперь выглядят внешне привлекательно, порой напоминая глянцевые обложки модных журналов. Вопрос: что за обложкой?По мнению автора, основная беда современных библиотечных сайтов состоит в том, что мы (в большинстве своём!) упускаем из виду два основополагающих взаимосвязанных критерия. Это – цель и адресат. Никому не нужна статичная информация о библиотеке, дополненная «победными реляциями» о проделанной работе: состоялись такие-то и такие-то мероприятия, присутствовали такие-то и такие-то лица.
Реальная ценность сайта определяется количеством (и качеством!) удалённых сервисов, предоставляемых библиотекой целевой аудитории. С целевой аудиторией детских библиотек всё ясно: это дети, подростки, родители; в меньшей степени – педагоги и библиотекари. А вот что подразумевается под удалёнными (виртуальными) сервисами?
В последние годы всё чаще и чаще в профессиональной прессе мелькают термины Библиотека 2.0,Библиотека 3.0. Автор не сторонник такой терминологии, но параметры, согласно которым предлагается относить библиотеки к этим терминам, кажутся ему здравыми. Среди них – повсеместно доступные услуги (в противовес услугам, доступным лишь в стенах библиотеки); виртуальное справочное обслуживание (в противовес справочному обслуживанию лично или по телефону); участие в корпоративных проектах; выход в социальные сети. Есть параметры достаточно спорные применительно к детским библиотекам (например, электронный каталог с возможностью добавления комментариев читателями).
В статье дан обзор сайтов детских библиотек России и Украины, с целью отметить положительные примеры деятельности этих библиотек в глобальной сети.
Я сделала ссылки на эти детские библиотеки:
Украина
Николаевская центральная библиотека для детей им. Ш.Кобера и В.Хоменко
Львовская областная детская библиотека
Центральная библиотечная система для детей г. Севастополя
Херсонская областная библиотека для детей.
Национальная библиотека Украины для детей
Россия
Российская государственная детская библиотека
Сайт отдела детской литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино
Региональный сайт детских библиотек Ленинградской области
Мурманская ОДЮБ
Саратовская ОДБ
Свердловская ОБДЮ
Томская ОДЮБ
ЦГДБ им. Гайдара, Москва

12 комментариев:

  1. Не согласна насчет "никому не нужна статичная информация о библиотеке с "победными реляциями". Блог - одна из прекрасных возможностей рассказать миру о том,что библиотека есть, причем живет интересной жизнью.Мы так мало раскрываем подводную часть айсберга нашей незаметной, на первый взгляд, работы, что действительно создается впечатление, что библиотекарь только и делает,что книжки на работе читает!Не зря говорят, "тебя нет, если тебя нет в Интернете"!

    ОтветитьУдалить
  2. Ира, имеются ввиду пресс-релизы, скучная, сухая информация, чем грешит, например, сайт нашей библиотеки. Для детей информацию нужно подавать по-другому. Молодцы свердловчане, они учитывают разновозрастной состав посетителей своего сайта. Я так рада этой статье, замучилась доказывать, что информация на сайте должна быть: а)адресной; б) легко находимой. Из-за чего собственно я и затеяла сайт методического отдела.

    ОтветитьУдалить
  3. И еще, в статье удачно прописано содержание (контент) сайта детской библиотеки. Что нужно, без чего можно обойтись. Даны ориентиры. У нас пытаются запихать все, что есть, не думая. С этим тоже устала бороться.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за наводку на статью, как раз готовлю сообщение по этой теме

    ОтветитьУдалить
  5. Пожалуйста:) Хотелось бы узнать Ваше мнение о виртуальных справочных услугах на сайте библиотеки, насколько это реально у нас.

    ОтветитьУдалить
  6. На сайте библиотеки, в которой я работаю, есть раздел "Виртуальная справочная служба"
    http://www.lib.kherson.ua/rus-vss.htm
    он доступен для зарегистрированных пользователей сайта,
    архив справок доступен всем,
    ведут раздел библиографы.
    Мне сказали, что обращаются в эту справку в основном наши местные студенты, из других регионов запросов мало, хотя есть.
    По моему мнению,это самый посещаемый и востребованный раздел сайта, все остальное - так себе,включая электронный каталог.
    Нужно делать следующий шаг - электронная доставка документов и проч., но это пока в процессе подготовки. Все очень медленно осуществляется в библиотечном мире.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, это интересно для меня. На сайте нашей детской библиотеки ничего виртуального еще нет, даже не запланировано.

    ОтветитьУдалить
  8. Зато вы можете изучить чужой опыт и выбрать для себя все самое "вкусное" )))

    ОтветитьУдалить
  9. ну, электронный каталог - это вед тоже услуга виртуальная, при условии его доступности не только в сети библиотеки (а бывает и такое).
    Не знаю на счет виртуальной справки в детско-юношеских библиотеках - это лучше спрашивать у коллег из СОБДЮ, у них есть на сайте такая услуга.
    Я бы как школьник любого возраста была рада списком критической литературы по изучаемым в школе художественным произведениям. Желательно сразу же отрывками, цитатами и т.п.
    Ну и как будущий родитель - списком книг для чтения детям разного возраста. Как классических, так и новинок. Например, я хочу, чтобы мой ребенок прочитал Толкиена, но не знаю, в каком возрасте его лучше ему подсунуть.
    В еще... а еще... а еще! было б здорово, если на сайте библиотеки можно было послушать отрывки или произведения целиком. Например, такая "еженедельная" сказочка или рассказик.

    ОтветитьУдалить
  10. Рецензии на новинки у нас есть. Списки книг по возрастам можно сделать (а можно ссылки на уже имеющиеся ресурсы). Списки литературной критики в связи с изменениями в школьной программе (сочинения нынче не в моде)не знаю насколько востребованы, но кому-то безусловно нужны. А вот произведения, как быть с авторским правом?

    ОтветитьУдалить
  11. Ну.... можно же брать отрывки, или из тех, что уже вышли из объектов, охраняемых авторским правом.

    ОтветитьУдалить
  12. Да, новинки не озвучить. Придется библиотекарям самим сочинять сказки :)

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!