25 янв. 2010 г.

Кому нужны детские библиотеки? Продолжение


9 февраля состоится заседание Совета по культуре при Министерстве культуры РФ на тему «Информационно-библиотечное обслуживание детей в библиотеках России». РГДБ подготовила справку по теме заседания и разослала ее в региональные детские библиотеки с предложением «изложить вашу точку зрения на специфику и преимущество детской библиотеки, ее коренное отличие от других типов библиотек, обслуживающих детей». Полный текст справки можно посмотреть здесь.
Свою точку зрения, мне кажется, я уже выразила в предыдущем сообщении. Ниже публикую несколько тезисов из справки, подготовленной специалистами РГДБ. А стоит ли нам, в противовес мировым тенденциям, так легко отказываться от специализированных детских библиотек?
В последнее время набирает силу объединение региональных детских и юношеских библиотек. Если в 2000 году таких библиотек было 5 ед., То в 2008 году их уже 15. Эта тенденция связана с общим падением количества пользователей библиотек, стремлением органов власти оптимизировать затраты на поддержание инфраструктуры библиотечного обслуживания, с желанием перенять западную модель библиотечного обслуживания детей, для которой типично включение детских отделов в общую структуру публичной (общедоступной) библиотеки.
Во многом опережая зарубежный опыт, в 1960-1970 гг. в России была создана сеть библиотек, наиболее полно учитывающих возрастные особенности и потребности детей и юношества. Позднее такие библиотеки (как правило, филиалы публичных библиотек) стали создаваться в других странах мира (например, в США и Германии).
Однако сегодня отечественная практика «зачеркивает» достигнутое и во многом идет в направлении, противоположном мировому опыту развития библиотечного обслуживания подрастающего поколения. За рубежом развивается следующая тенденция: происходит отделение пространства детей дошкольного и младшего школьного возраста от пространства подростков и юношества. Это можно увидеть на примере развития библиотечного обслуживания в США, Великобритании, Германии, Сингапуре и др. странах. Подросткам, в силу специфики их возрастных особенностей требуется одно (среда для общения, независимость, возможность свободно выразить себя), детям же - совсем другое (прежде всего, - безопасная, комфортная, и главное - развивающая среда).
В качестве примера реализации этого подхода - открытие у национальных библиотек филиалов отдельно и для детей, и для юношества. Например, в Африке в Египте была вновь открыта Национальная библиотека - Александрина (в основе которой находятся фонды Александрийской библиотеки), и у нее были созданы два новых филиала: один - для подростков и юношества от 11 до 16 лет, другой - только для детей 6-11 лет.
В развитых странах понимают, что детские библиотеки нужны для создания условий, отвечающих потребностям этой группы населения, и во многом отличаются от работы взрослых библиотек. Во Франции, в Великобритании, в Китае, Италии (Международная детская библиотека) и других странах создаются самостоятельные детские библиотеки. А в 2006 году в Сеуле была открыта Национальная библиотека для детей. Оснащенная по последнему слову техники, построенная по специальному проекту, эта библиотека предоставляет свои услуги юным жителям Сеула не только днем, но и поздним вечером, так как образованию сейчас уделяется в стране очень большое внимание. Афиша библиотеки заполнена всевозможными мероприятиями для детей: встречами с авторами, выступлениями рассказчиков, детскими фильмами и спектаклями.
В Сингапуре в новой государственной библиотечной политике сделан акцент на интенсивное развитие и строительство новых библиотек по обслуживанию детей и юношества. Так, в начале 2000-х гг., был принят план, согласно которому было построено 100 новых библиотек для детей и юношества.
Следует отметить, что именно падение читательской культуры и развивающаяся (как следствие) функциональная неграмотность, привели к тому, что в ряде зарубежных стран были приняты новые законы и планы по развитию библиотечного обслуживания детей (Дания, Норвегия, Япония, Корея);появились национальные центры детского чтения и литературы для детей как «Пара-национальные» детские библиотеки (отделения национальных библиотек), главной задачей которых является сбор, сохранение и изучение литературы для детей, а также распространение знаний о ней (Франция, Япония, Южная Корея и др.); стали открываться самостоятельные детские библиотеки (специализированные учреждения культуры, обслуживающие детей и юношей, не входящие в состав какой-либо публичной библиотеки, часто расположенные в отдельном здании) (Франция, Италия, Нидерланды);открываются небольшие городские библиотеки, призванные обслуживать детское население региона (в последние годы детские библиотеки открылись в Германии, Нидерландах, Аргентине, на Кубе, в Индонезии, Китае, в Африке в Бенине);стали строиться новые, хорошо оснащенные библиотеки для детей и подростков (нередко по специальным архитектурным проектам) (Сингапур, Нидерланды и др.).
На фотографии: детская библиотека в г. Иваки (Фукусима)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!